Российская газета-Урал,
8 августа 2024 г.
Финансовые организации обязали отвечать на жалобы клиентов 194 просмотра
С 1 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому все финансовые организации обязаны отвечать на обращения граждан в течение 15 рабочих дней.
По замыслу авторов нормативного акта, это должно ускорить исправление нарушений и повысить клиентоориентированность игроков рынка. Как часто и по каким поводам уральские потребители жалуются на банки, МФО, страховщиков, брокеров и бюро кредитных историй, рассказал Сергей Кокоулин, начальник центра защиты прав потребителей Банка России в Екатеринбурге.
Сергей Евгеньевич, по сути, перед нами модернизация механизма досудебного урегулирования споров. Как он выглядел раньше?
Сергей Кокоулин: До этого у банков вообще не было законодательной обязанности отвечать на обращения населения. На саморегулируемых рынках руководствовались базовыми стандартами, соблюдение которых контролировала СРО. Теперь же все участники рынка должны максимально быстро и по существу отреагировать на жалобу потребителя. Нередко бывает, что какой-то конкретный сотрудник допустил ошибку и ее удается исправить, когда заявление еще рассматривается. На подготовку аргументированного ответа и устранение возможных нарушений финансовой организации дается 15 рабочих дней, если вопрос требует дополнительного изучения - еще плюс 10 дней. Оригинал ответа отправляют заявителю, в Банк России - копию.
Получается, ЦБ устранился от рассмотрения потребительских жалоб?
Сергей Кокоулин: Нет, новый закон не отменяет роли регулятора, но повышает ответственность участников рынка. Мы и раньше, чтобы выяснить все обстоятельства, запрашивали информацию у исполнителя, потом сопоставляли с тем, что указал гражданин, но на это уходило больше времени. Сейчас Банк России будет подключаться, если ответ человека не устроил или вообще не пришел в срок. На рассмотрение обращения тоже отводится 15 (в некоторых случаях 25) рабочих дней. Если в ходе проверки обнаружится, что финансовая компания не соблюдает условия договора или еще как-то нарушает права клиента, ее обяжут исправить положение дел.
Банк России будет подключаться, если ответ гражданина не устроил или вообще не пришел в срок
Может ли она отмолчаться?
Сергей Кокоулин: Нет, обязана ответить на каждое обращение, за исключением трех ситуаций: если не указаны фамилия заявителя или адрес для ответа, если в тексте содержатся угрозы и нецензурные выражения, если его невозможно прочесть или понять суть.
А если потребитель не хочет напрямую писать тому, кто оказал ему некачественную услугу? У них же конфликт, а возможно, и прямой обман…
Сергей Кокоулин: Если перешагнуть первый этап и сразу отправить жалобу в Банк России, решение проблемы займет больше времени - к этому надо быть готовым. Сначала регулятор перешлет претензию в компанию (срок - до семи рабочих дней), потом у участника рынка будет 15 дней на подготовку ответа.
Как часто уральцы недовольны финансовыми услугами?
Сергей Кокоулин: Всего по УрФО с начала года мы получили 8,5 тысячи жалоб, подавляющее большинство - 6,2 тысячи - на банки, тогда как в первом полугодии 2023 года было 5,6 тысячи. А вот претензий к работе микрофинансовых организаций стало меньше: 1148 против 1835. По страховым компаниям число обращений сократилось почти вдвое: 638 вместо 1179. На наш взгляд, это результат и совершенствования законодательства, и надзорных мер, и постепенного роста клиентоориентированности лидеров рынка. Чаще всего жалуются на финансовые услуги жители Свердловской области, они направили за полгода 2,9 тысячи заявлений. На первом месте - потребительское кредитование (навязывание платных услуг и несогласие с условиями договора). На втором - выдача микрозаймов, тоже речь про навязывание, на третьем - страхование (граждане часто считают, что при оформлении полиса ОСАГО им неверно насчитали коэффициент бонус-малус за безаварийную езду).
Справка РГ
Жалобу в финансовую организацию пишут в свободной форме, но максимально подробно. Надо четко изложить суть проблемы, сохраняя хронологию событий, сформулировать, что именно вы хотите, приложить копии документов и материалов, подтверждающих обоснованность изложенного, включая копии страниц сайтов в интернете.
В Банк России обращения лучше подавать через электронную приемную на официальном сайте. Если же хочется просто проконсультироваться, можно воспользоваться мобильным приложением "ЦБ онлайн". Операторы чата круглосуточно отвечают на вопросы о финансовых продуктах и услугах, дают рекомендации, как действовать в той или иной сложной ситуации, поясняют значения терминов и оказывают другую помощь.
Наталия ТИХОНОВА (Екатеринбург)
Вся пресса за 8 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 ноября 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 ноября 2025 г.
«Росгосстрах»: мошенники стали использовать нейросети для фальсификации ДТП

|
|
Деловой Петербург, 20 ноября 2025 г.
Страховщики приветствовали исключение поправки о губернаторах и ОМС

|
|
Коммерсантъ, 20 ноября 2025 г.
У страховщиков смонтировались риски

|
|
ПРАЙМ, 20 ноября 2025 г.
«Росгосстрах» запустил пилотный проект по ремонту автомобилей

|
19 ноября 2025 г.

|
|
ТАСС, 19 ноября 2025 г.
ВСС представит предложения по реформе натурального возмещения в ОСАГО

|
|
Адвокатская газета, 19 ноября 2025 г.
Оговорки в договорах страхования: где заканчивается «свобода договора»

|
|
Financial One, 19 ноября 2025 г.
Ренессанс Страхование: прогноз финансовых результатов (3К25 МСФО)

|
|
Интерфакс, 19 ноября 2025 г.
Ужесточен приговор фигуранту дела о мошенничестве в сфере страхования на Кубани

|
|
РИА Новости, 19 ноября 2025 г.
В Госдуме предложили ввести ипотеку для врачей за счёт полисов ДМС для мигрантов

|
|
РИА Новости, 19 ноября 2025 г.
«Ингосстрах» и аэропорт Якутска помирились в споре из-за ЧП с самолетом в 2018 г.

|
|
АПИ, Екатеринбург, 19 ноября 2025 г.
Свердловский суд обязал страховщика выплатить пострадавшему в ДТП более 1,5 миллиона рублей

|
|
Интерфакс, 19 ноября 2025 г.
Обвиняемых в мошенничестве с выплатами по каско будут судить в Тюменской области

|
|
РИА Новости, 19 ноября 2025 г.
Более 63 тысяч россиян и белорусов оформили союзное ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 19 ноября 2025 г.
Растет спрос владельцев машин на использование союзного ОСАГО

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 19 ноября 2025 г.
Тюменские автомошенники кинули страховые на 30 миллионов

|
|
Коммерческие вести, Омск, 19 ноября 2025 г.
ТПП Омской области призывает не реформировать систему ОМС

|
|
Интерфакс, 19 ноября 2025 г.
ЭКСАР начал страховать экспортные поставки МСП в Саудовскую Аравию, Абхазию и Республику Корея

|
 Остальные материалы за 19 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|